-ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ. РЕЖИМОВ ТОиР ВС В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Адаптацию режимов ТОиР ВС рекомендуется выполнять на основании ре­зультатов исследований технического состояния ВС подконтрольной группы, эксплуатирующихся по специальной программе с опережением по наработке основного парка на требуемую по условиям обеспечения своевременного выяв­ления развивающихся неисправностей элементов конструкций и ФС величину наработки.

Однако требуемое опережение по наработке подконтрольных ВС в совре­менных условиях коммерческой деятельности авиапредприятий и авиакомпаний обеспечить не удается, что не позволяет обоснованно распространять результа­ты выполненных на них исследований на весь парк ВС данного типа, а дополни­тельные исследования на ВС основного парка резко увеличивают объемы работ и сроки реализации полученных результатов.

Кроме того формирование рациональных режимов ТОиР наряду с определе­нием технически обоснованных объемов работ, необходимых для восстановле­ния заданных эксплуатационных качеств ВС, требует и оптимизации периодич­ности выполнения работ на каждом этапе их наработки в конкретных условиях эксплуатации. Изучение технического состояния ФС и их элементов на различ­ных этапах наработки ВС требует проведения расширенных исследований, ко­торые, как правило, сопровождаются полной разборкой агрегатов и изделий комплектации ВС, что влияет в дальнейшем на процессы накопления и развития неисправностей этих изделий.

Отечественная практика организации работ по исследованию и разработке рациональных режимов ТОиР ВС ГА, а также изучение зарубежного опыта в этой области показывают высокую эффективность комплексных программ по формированию рациональных режимов ТОиР для определенного типа ВС. В общем случае комплексная программа должна включать следующие разделы [49]:

■ цель исследований;

■ задачи исследований;

■ объекты исследований;

■ этапы исследований и их последовательность;

■ информационное обеспечение;

■ результаты исследований и их оформление;

■ методика проведения исследований.

Перечень работ технологи-
ческого обслуживания

 

Условия выполнения _______ работ_______

 

Виды работ

 

Решение

 

-ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ. РЕЖИМОВ ТОиР ВС В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Включить в РО по системе

Включить в РО отдельным пунктом Включить в РО по системе Включить в РО отдельным пунктом

Включить в РО по системе

Включить в РО отдельным пунктом Включить в РО по системе Включить в РО отдельным пунктом

Включить в РО по системе

Включить в РО отдельным пунктом Включить в РО по системе Включить в РО отдельным пунктом Включить в РО по системе Включить в РО отдельным пунктом

 

Периодическая

смазка

 

централизовано по системе

 

индивидуально по изделию

 

Полная замена ма-
сел, жидкостей

 

по системе в целом

 

Техно­

логиче­

ское

обслу­

живание

 

по изделию

 

Слив топлива,

спецжидкостей,

воды

 

централизовано по системе

 

индивидуально по изделию

 

общая по зоне

 

Очистка, мойка

 

индивидуальная поизделик -►

 

Подготовка к ис-
пользованию по
назначению

 

в составе системы

 

индивидуальная

 

Приведение в ис-
ходное состояние
после полета

 

в составе системы

 

индивидуально по изделию

 

Подпись: 249

image84

Подпись: 250

Условия выполнения _______ работ_______

 

Результаты выбора метода ______ эксплуатации______

 

Виды работ

 

Решение

 

Не включать в РО

Включить в РО отдельным пунктом

Включить в РО по системе в целом

Включить в РО отдельным пунктом Не включать в РО

Включить в РО совместно с контролем Наработки

Включить в РО по системе Включить в РО отдельным пунктом

 

-ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ. РЕЖИМОВ ТОиР ВС В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Контроль

наработки

 

г-

 

Контроль

состояния

 

совместно с системой

 

ТЭР

 

к

 

индивидуально

 

комплексно с системой-^

 

Замена по отра-
ботке ресурса

 

индивидуально

 

Ме­

тод

экс-

плу

ата-

ции

 

-ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ. РЕЖИМОВ ТОиР ВС В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ИЗДЕ

ЛИЕ

 

Включить в РО совместно с контролем системы

Включить в РО совместно с контролем изделия

Включить в РО совместно с контролем системы

 

ТЭП

 

Включить в РО совместно с контролем изделия

Включить в РО по системе Включить в РО отдельным пунктом Не включать в РО Включить в приложение к РО

 

-ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ. РЕЖИМОВ ТОиР ВС В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ТЭО

 

-ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ. РЕЖИМОВ ТОиР ВС В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

Рассмотрим содержание каждого раздела комплексной программы.

Цель исследования. В разделе указываются конкретные цели, на достижение которых по ВС в целом направлена данная комплексная программа. К их числу относятся:

■ формирование режимов ТОиР ФС;

■ формирование структуры видов и форм ТОиР ВС;

■ достижение заданных или планируемых показателей эффективности процес­сов ТОиР;

■ повышение надежности и безопасности эксплуатации парка ВС;

■ внедрение прогрессивных методов эксплуатации и эффективных стратегий восстановления изделий.

Основные запачи исследования. В разделе указываются задачи, решение ко­торых обеспечивает выполнение поставленных целей, а именно:

■ определение оптимальных объемов работ, выполняемых при ТОиР, обеспе­чивающих безопасную и надежную эксплуатацию ВС при минимальных ма­териальных затратах или простоях;

■ определение оптимальной периодичности выполнения работ по ТОиР эле­ментов конструкции планера, систем и оборудования ВС;

■ группировка работ в формы ТОиР;

■ определение ресурсов и сроков службы элементов ФС, обеспечивающих эксплуатацию ВС данного типа с требуемыми показателями надежности;

■ разработка требований к промышленности по совершенствованию конст­рукции и повышению надежности и эксплуатационной технологичности ВС и их оборудования;

■ проверка методов и средств диагностики и их внедрение на парке ВС типа. Комплекс указанных задач определяет основной объем исследований, вы­полняемых в условиях эксплуатации на ВС данного типа.

Объекты исследования. В разделе перечисляются основные объекты иссле­дований технического состояния ВС в целом, их систем и оборудования, а также исследований динамики изменения ТС ВС на всех этапах наработки и в различ­ных условиях эксплуатации. Целевыми объектами исследований, проводимых по комплексной программе, как правило, должны являться две группы ВС:

1. Головная группа для подконтрольной эксплуатации формируется из не­скольких ВС данного типа, эксплуатирующихся в различных условиях. Выбор ВС этой группы производится на основе результатов статистического экспери­мента по оценке условий эксплуатации или на основании априорной информа­ции об условиях эксплуатации в авиапредприятиях, расположенных в различ­ных регионах. Состав ВС группы должен оставаться неизменным до отработки назначенного ресурса. В связи с этим обслуживание и ремонт данных ВС в про­цессе эксплуатации должен осуществляться в объемах и с периодичностью, пре­дусмотренной для ВС основного парка, без выполнения дополнительных целе­вых или демонтажно-монтажных работ, которые бы искажали динамику изме­нения ТС этих ВС.

Дополнительными работами, выполняемыми на ВС этой группы, являются работы по сбору информации о ТС, а также работы по контролю каких-либо па­раметров ФС, замер которых в процессе эксплуатации не требует дополнитель­ных демонтажно-монтажных и восстановительных работ. Результаты работ по исследованию динамики изменения ТС элементов и ФС в процессе эксплуата­ции в различных условиях служат исходной информацией для последующего количественного (статистического) и качественного (инженерного) анализа ТС парка ВС данного типа.

2. Состав группы ВС для исследования ТС на АРЗ (центрах ТОиР) является переменным. На каждом этапе отработки назначенного ресурса ВС данного типа эта группа состоит из 2-3 ВС, первыми достигших предельной (для этапа) нара­ботки с начала эксплуатации или после ремонта. Исследования на этой группе ВС проводятся с целью своевременного выявления развивающихся неисправно­стей и прогнозирования возможности их появления на агрегатах ВС основного парка при достижении данной наработки, а также обоснования возможности увеличения назначенных ресурсов и сроков службы. Все эти задачи связаны с увеличением периодичности ремонта или контрольно-восстановительных работ на ВС. Проведение указанных исследований связано с углубленной разборкой систем и агрегатов ВС, поэтому по завершении каждого этапа отработки назна­ченного ресурса ВС этой группы выбывают из дальнейших исследований и за­меняются другими той же модификации с максимальной наработкой, которые не подвергались ранее дополнительным разборками с заменой элементов и агрега­тов.

Этапы исследований и их последовательность определяются сложившейся практикой (обычно закрепленной директивными документами) формирования рациональных режимов ТОиР ВС, в соответствии с которыми можно выделить два основных этапа:

■ формирование структуры и периодичности форм ТОиР;

■ оптимизация объемов работ, выполняемых на каждой форме ТОиР.

На первом этапе реализуется дифференцированный принцип построения форм ТОиР с заданной периодичностью их выполнения. Основу для его реали­зации составляет комплекс лабораторных, стендовых и летных испытаний и ис­следований по обоснованию ресурсов и сроков службы ВС (проводимых в про­цессе заводских, государственных и эксплуатационных испытаний и на началь­ном этапе эксплуатации), а также результаты качественной и количественной оценки влияния условий эксплуатации на техническое состояние ФС и их эле­ментов ВС данного типа и ВС-аналогов. При этом учитывается, что надежность современных типов ВС в большей степени определяется конструктивными осо­бенностями каждого типа ВС и ввиду их недостаточной изученности начальные объемы работ ТОиР, как правило, определяются на основе метода эксплуатации до выработки ресурса. Одновременно выполняются следующие работы:

■ исследуется техническое состояние ВС группы для исследования ТС на АРЗ.

На основе результатов этих исследований и комплекса работ по исследова­нию и обоснованию ресурсов и сроков службы систем и агрегатов ВС с ис­пользованием статистических методов обработки наблюдений обосновывает­ся технический рубеж допустимого увеличения периодичности форм ТОиР. На основе результатов исследования ВС группы для подконтрольной эксплуата­ции подтверждается технический рубеж периодичности форм ТОиР;

■ проводится подконтрольная эксплуатация группы ВС с поэтапным увеличе­нием ресурсов каждому экземпляру ВС группы по результатам оценки его ТС, выполняемой согласно специально разработанной программе исследова­ний в условиях эксплуатационного предприятия и на ремонтных заводах Г А;

■ обобщаются результаты исследований и с учетом условий эксплуатации раз­рабатываются мероприятия, обеспечивающиеся надежную эксплуатацию ВС данного типа с измененной периодичностью форм ТОиР;

■ вводится измененная структура и периодичность форм ТОиР для всего парка ВС данного типа, в том числе и для ВС группы подконтрольной эксплуата­ции.

На втором этапе формируются рациональные объемы форм ТОиР, опреде­ляемые дифференцированным методом их построения. Формирование рацио­нальных объемов осуществляют после тщательного изучения условий эксплуа­тации и их влияния на изменение технического состояния ФС и базовых элемен­тов конструкции на основе целевых лабораторных и стендовых испытаний агре­гатов и узлов, ресурсных испытаний, исследования динамики изменения ТС ВС подконтрольных групп.

Информационное обеспечение. Основным источником целевой информации о ТС ВС и их оборудования, необходимой для формирования рациональных ре­жимов ТОиР, являются результаты работ, проведенных на подконтрольных группах ВС. Однако на различных этапах формирования и адаптации режимов ТОиР используются результаты, полученные при расчетах надежности ФС, ла­бораторных и стендовых исследований, ресурсных испытаний агрегатов и систем, летных экспериментов. Схема источников информации приведена на рис. 5.11-5.12.

Необходимо отметить, что несмотря на кажущуюся многочисленность под­контрольных групп ВС, их эксплуатация не вызывает каких-либо затруднений в производственной деятельности авиапредприятий, т. к. все ВС эксплуатируются без ограничений в целевом использовании.

Предприятие-разработчик ВС в соответствии с требованиями нормативных документов имеет или дополнительно разрабатывает доказательную документа­цию, необходимую для реализации второго этапа формирования программы ТОиР:

■ расчет схемной надежности систем ВС;

■ перечень агрегатов, при отказе которых не обеспечивается безопасность по­летов;

■ перечень агрегатов, отказ которых не создает аварийной ситуации;

■ перечень допустимых отказов и неисправностей, при наличии которых раз­решается вылет до базового аэропорта или эксплуатация ВС до очередной периодической формы ТО;

image85

Рис. 5.11. Укрупненная схема технического обеспечения реализации методов в эксплуатации по состоянию

image86

■ перечень агрегатов, отказ которых влечет отмену или задержку рейса (уст­ранение неисправности занимает больше времени, чем продолжительность формы ТО — подготовка ВС к повторному вылету);

■ перечень операций контроля, выполняемых на ВС головной группы в поле­те;

■ перечень параметров системы и агрегатов, измеряемых при ТО подкон­трольных групп ВС;

■ перечень элементов конструкции, дополнительно контролируемых на ВС подконтрольной группы при ТОиР;

■ обобщение опыта эксплуатации парка ВС.

Результаты исследований. По завершении отдельных комплексов исследова­ний в согласованные сроки и этапы работ, определяемые совместными планами, участники работ разрабатывают:

■ структуру и периодичность форм регламента ТО;

■ структуру и периодичность ремонтных форм или контрольно­восстановительных работ (КВР);

■ предложения по изменению объемов и периодичности выполнения работ по ТОиР отдельных систем и агрегатов в зависимости от условий эксплуатации;

■ перечни агрегатов и комплектующих изделий, сгруппированных по методам эксплуатации;

■ предельные уровни надежности и значений диагностирующих параметров систем и агрегатов;

■ режимы технической диагностики систем и агрегатов, соответствующие структуре и периодичности форм ТОиР;

■ технические задания на создание дополнительных средств технической ди­агностики и контроля ТС;

■ требования к промышленности по техническому совершенствованию конст­рукции агрегатов и систем;

■ требование к промышленности по улучшению эксплуатационной техноло­гичности конструкции ВС и его систем.

Реализация комплексной программы формирования режимов ТОиР позволя­ет эффективно совершенствовать режимы ТОиР ВС, координируя программы исследований, выполняемых по отдельным системам и элементам, и сроки их выполнения. В силу многочисленности предприятий и организаций, занимаю­щихся вопросами совершенствования авиатехники и методов ее эксплуатации, их ведомственной разобщенности и с учетом различия форм собственности от­сутствие комплексной программы приводит к организационным противоречиям при решении указанных задач. Очевидно, если для данного типа ВС на ближай­ший период эксплуатации решается задача увеличения периодичности выполне­ния форм ТОиР, а по каким-либо агрегатам или системам данного типа ВС в это время решаются задачи сокращения объемов работ форм ТОиР при сущест­вующей периодичности их выполнения, то при увеличении периодичности форм ТОиР их объемы не могут быть сокращены без оценки реализации требования

об обеспечении минимального допустимого уровня надежности ВС в любых условиях эксплуатации, как это показано в разделе 3.1.

Таким образом, в данной главе рассмотрены основные задачи и методы их решения при формировании режимов ТОиР ВС в целом, его функциональных систем, изделий и оборудования, включая теоретическое, методическое и орга­низационное обеспечение выбора и оптимизации режимов ТОиР. Информаци­онное обеспечение этих задач и технической эксплуатации в целом при форми­ровании ЭТХ ВС в процессе технической эксплуатации рассмотрено ниже.