-ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ. РЕЖИМОВ ТОиР ВС В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Адаптацию режимов ТОиР ВС рекомендуется выполнять на основании результатов исследований технического состояния ВС подконтрольной группы, эксплуатирующихся по специальной программе с опережением по наработке основного парка на требуемую по условиям обеспечения своевременного выявления развивающихся неисправностей элементов конструкций и ФС величину наработки.
Однако требуемое опережение по наработке подконтрольных ВС в современных условиях коммерческой деятельности авиапредприятий и авиакомпаний обеспечить не удается, что не позволяет обоснованно распространять результаты выполненных на них исследований на весь парк ВС данного типа, а дополнительные исследования на ВС основного парка резко увеличивают объемы работ и сроки реализации полученных результатов.
Кроме того формирование рациональных режимов ТОиР наряду с определением технически обоснованных объемов работ, необходимых для восстановления заданных эксплуатационных качеств ВС, требует и оптимизации периодичности выполнения работ на каждом этапе их наработки в конкретных условиях эксплуатации. Изучение технического состояния ФС и их элементов на различных этапах наработки ВС требует проведения расширенных исследований, которые, как правило, сопровождаются полной разборкой агрегатов и изделий комплектации ВС, что влияет в дальнейшем на процессы накопления и развития неисправностей этих изделий.
Отечественная практика организации работ по исследованию и разработке рациональных режимов ТОиР ВС ГА, а также изучение зарубежного опыта в этой области показывают высокую эффективность комплексных программ по формированию рациональных режимов ТОиР для определенного типа ВС. В общем случае комплексная программа должна включать следующие разделы [49]:
■ цель исследований;
■ задачи исследований;
■ объекты исследований;
■ этапы исследований и их последовательность;
■ информационное обеспечение;
■ результаты исследований и их оформление;
■ методика проведения исследований.
|
|
||
|
|
||
|
|||
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Рассмотрим содержание каждого раздела комплексной программы.
Цель исследования. В разделе указываются конкретные цели, на достижение которых по ВС в целом направлена данная комплексная программа. К их числу относятся:
■ формирование режимов ТОиР ФС;
■ формирование структуры видов и форм ТОиР ВС;
■ достижение заданных или планируемых показателей эффективности процессов ТОиР;
■ повышение надежности и безопасности эксплуатации парка ВС;
■ внедрение прогрессивных методов эксплуатации и эффективных стратегий восстановления изделий.
Основные запачи исследования. В разделе указываются задачи, решение которых обеспечивает выполнение поставленных целей, а именно:
■ определение оптимальных объемов работ, выполняемых при ТОиР, обеспечивающих безопасную и надежную эксплуатацию ВС при минимальных материальных затратах или простоях;
■ определение оптимальной периодичности выполнения работ по ТОиР элементов конструкции планера, систем и оборудования ВС;
■ группировка работ в формы ТОиР;
■ определение ресурсов и сроков службы элементов ФС, обеспечивающих эксплуатацию ВС данного типа с требуемыми показателями надежности;
■ разработка требований к промышленности по совершенствованию конструкции и повышению надежности и эксплуатационной технологичности ВС и их оборудования;
■ проверка методов и средств диагностики и их внедрение на парке ВС типа. Комплекс указанных задач определяет основной объем исследований, выполняемых в условиях эксплуатации на ВС данного типа.
Объекты исследования. В разделе перечисляются основные объекты исследований технического состояния ВС в целом, их систем и оборудования, а также исследований динамики изменения ТС ВС на всех этапах наработки и в различных условиях эксплуатации. Целевыми объектами исследований, проводимых по комплексной программе, как правило, должны являться две группы ВС:
1. Головная группа для подконтрольной эксплуатации формируется из нескольких ВС данного типа, эксплуатирующихся в различных условиях. Выбор ВС этой группы производится на основе результатов статистического эксперимента по оценке условий эксплуатации или на основании априорной информации об условиях эксплуатации в авиапредприятиях, расположенных в различных регионах. Состав ВС группы должен оставаться неизменным до отработки назначенного ресурса. В связи с этим обслуживание и ремонт данных ВС в процессе эксплуатации должен осуществляться в объемах и с периодичностью, предусмотренной для ВС основного парка, без выполнения дополнительных целевых или демонтажно-монтажных работ, которые бы искажали динамику изменения ТС этих ВС.
Дополнительными работами, выполняемыми на ВС этой группы, являются работы по сбору информации о ТС, а также работы по контролю каких-либо параметров ФС, замер которых в процессе эксплуатации не требует дополнительных демонтажно-монтажных и восстановительных работ. Результаты работ по исследованию динамики изменения ТС элементов и ФС в процессе эксплуатации в различных условиях служат исходной информацией для последующего количественного (статистического) и качественного (инженерного) анализа ТС парка ВС данного типа.
2. Состав группы ВС для исследования ТС на АРЗ (центрах ТОиР) является переменным. На каждом этапе отработки назначенного ресурса ВС данного типа эта группа состоит из 2-3 ВС, первыми достигших предельной (для этапа) наработки с начала эксплуатации или после ремонта. Исследования на этой группе ВС проводятся с целью своевременного выявления развивающихся неисправностей и прогнозирования возможности их появления на агрегатах ВС основного парка при достижении данной наработки, а также обоснования возможности увеличения назначенных ресурсов и сроков службы. Все эти задачи связаны с увеличением периодичности ремонта или контрольно-восстановительных работ на ВС. Проведение указанных исследований связано с углубленной разборкой систем и агрегатов ВС, поэтому по завершении каждого этапа отработки назначенного ресурса ВС этой группы выбывают из дальнейших исследований и заменяются другими той же модификации с максимальной наработкой, которые не подвергались ранее дополнительным разборками с заменой элементов и агрегатов.
Этапы исследований и их последовательность определяются сложившейся практикой (обычно закрепленной директивными документами) формирования рациональных режимов ТОиР ВС, в соответствии с которыми можно выделить два основных этапа:
■ формирование структуры и периодичности форм ТОиР;
■ оптимизация объемов работ, выполняемых на каждой форме ТОиР.
На первом этапе реализуется дифференцированный принцип построения форм ТОиР с заданной периодичностью их выполнения. Основу для его реализации составляет комплекс лабораторных, стендовых и летных испытаний и исследований по обоснованию ресурсов и сроков службы ВС (проводимых в процессе заводских, государственных и эксплуатационных испытаний и на начальном этапе эксплуатации), а также результаты качественной и количественной оценки влияния условий эксплуатации на техническое состояние ФС и их элементов ВС данного типа и ВС-аналогов. При этом учитывается, что надежность современных типов ВС в большей степени определяется конструктивными особенностями каждого типа ВС и ввиду их недостаточной изученности начальные объемы работ ТОиР, как правило, определяются на основе метода эксплуатации до выработки ресурса. Одновременно выполняются следующие работы:
■ исследуется техническое состояние ВС группы для исследования ТС на АРЗ.
На основе результатов этих исследований и комплекса работ по исследованию и обоснованию ресурсов и сроков службы систем и агрегатов ВС с использованием статистических методов обработки наблюдений обосновывается технический рубеж допустимого увеличения периодичности форм ТОиР. На основе результатов исследования ВС группы для подконтрольной эксплуатации подтверждается технический рубеж периодичности форм ТОиР;
■ проводится подконтрольная эксплуатация группы ВС с поэтапным увеличением ресурсов каждому экземпляру ВС группы по результатам оценки его ТС, выполняемой согласно специально разработанной программе исследований в условиях эксплуатационного предприятия и на ремонтных заводах Г А;
■ обобщаются результаты исследований и с учетом условий эксплуатации разрабатываются мероприятия, обеспечивающиеся надежную эксплуатацию ВС данного типа с измененной периодичностью форм ТОиР;
■ вводится измененная структура и периодичность форм ТОиР для всего парка ВС данного типа, в том числе и для ВС группы подконтрольной эксплуатации.
На втором этапе формируются рациональные объемы форм ТОиР, определяемые дифференцированным методом их построения. Формирование рациональных объемов осуществляют после тщательного изучения условий эксплуатации и их влияния на изменение технического состояния ФС и базовых элементов конструкции на основе целевых лабораторных и стендовых испытаний агрегатов и узлов, ресурсных испытаний, исследования динамики изменения ТС ВС подконтрольных групп.
Информационное обеспечение. Основным источником целевой информации о ТС ВС и их оборудования, необходимой для формирования рациональных режимов ТОиР, являются результаты работ, проведенных на подконтрольных группах ВС. Однако на различных этапах формирования и адаптации режимов ТОиР используются результаты, полученные при расчетах надежности ФС, лабораторных и стендовых исследований, ресурсных испытаний агрегатов и систем, летных экспериментов. Схема источников информации приведена на рис. 5.11-5.12.
Необходимо отметить, что несмотря на кажущуюся многочисленность подконтрольных групп ВС, их эксплуатация не вызывает каких-либо затруднений в производственной деятельности авиапредприятий, т. к. все ВС эксплуатируются без ограничений в целевом использовании.
Предприятие-разработчик ВС в соответствии с требованиями нормативных документов имеет или дополнительно разрабатывает доказательную документацию, необходимую для реализации второго этапа формирования программы ТОиР:
■ расчет схемной надежности систем ВС;
■ перечень агрегатов, при отказе которых не обеспечивается безопасность полетов;
■ перечень агрегатов, отказ которых не создает аварийной ситуации;
■ перечень допустимых отказов и неисправностей, при наличии которых разрешается вылет до базового аэропорта или эксплуатация ВС до очередной периодической формы ТО;
Рис. 5.11. Укрупненная схема технического обеспечения реализации методов в эксплуатации по состоянию |
■ перечень агрегатов, отказ которых влечет отмену или задержку рейса (устранение неисправности занимает больше времени, чем продолжительность формы ТО — подготовка ВС к повторному вылету);
■ перечень операций контроля, выполняемых на ВС головной группы в полете;
■ перечень параметров системы и агрегатов, измеряемых при ТО подконтрольных групп ВС;
■ перечень элементов конструкции, дополнительно контролируемых на ВС подконтрольной группы при ТОиР;
■ обобщение опыта эксплуатации парка ВС.
Результаты исследований. По завершении отдельных комплексов исследований в согласованные сроки и этапы работ, определяемые совместными планами, участники работ разрабатывают:
■ структуру и периодичность форм регламента ТО;
■ структуру и периодичность ремонтных форм или контрольновосстановительных работ (КВР);
■ предложения по изменению объемов и периодичности выполнения работ по ТОиР отдельных систем и агрегатов в зависимости от условий эксплуатации;
■ перечни агрегатов и комплектующих изделий, сгруппированных по методам эксплуатации;
■ предельные уровни надежности и значений диагностирующих параметров систем и агрегатов;
■ режимы технической диагностики систем и агрегатов, соответствующие структуре и периодичности форм ТОиР;
■ технические задания на создание дополнительных средств технической диагностики и контроля ТС;
■ требования к промышленности по техническому совершенствованию конструкции агрегатов и систем;
■ требование к промышленности по улучшению эксплуатационной технологичности конструкции ВС и его систем.
Реализация комплексной программы формирования режимов ТОиР позволяет эффективно совершенствовать режимы ТОиР ВС, координируя программы исследований, выполняемых по отдельным системам и элементам, и сроки их выполнения. В силу многочисленности предприятий и организаций, занимающихся вопросами совершенствования авиатехники и методов ее эксплуатации, их ведомственной разобщенности и с учетом различия форм собственности отсутствие комплексной программы приводит к организационным противоречиям при решении указанных задач. Очевидно, если для данного типа ВС на ближайший период эксплуатации решается задача увеличения периодичности выполнения форм ТОиР, а по каким-либо агрегатам или системам данного типа ВС в это время решаются задачи сокращения объемов работ форм ТОиР при существующей периодичности их выполнения, то при увеличении периодичности форм ТОиР их объемы не могут быть сокращены без оценки реализации требования
об обеспечении минимального допустимого уровня надежности ВС в любых условиях эксплуатации, как это показано в разделе 3.1.
Таким образом, в данной главе рассмотрены основные задачи и методы их решения при формировании режимов ТОиР ВС в целом, его функциональных систем, изделий и оборудования, включая теоретическое, методическое и организационное обеспечение выбора и оптимизации режимов ТОиР. Информационное обеспечение этих задач и технической эксплуатации в целом при формировании ЭТХ ВС в процессе технической эксплуатации рассмотрено ниже.